Морские сражения на почтовых марках и белегах
Морские сражения на почтовых марках и белегах
Сообщений 1 страница 12 из 12
Поделиться12014-05-16 13:22:56
Поделиться42014-05-16 13:23:47
160 лет победе русского флота в Синопском сражении. И.К. Айвазовский. "Синопский бой". 1853 г.
Баталии Крымской войны
После победоносных для России войн конца XVIII — первой четверти XIX вв., к середине XIX века обострились противоречия между Россией и Турцией.
Англия и Франция не хотели, чтоб у Российской империи был свободный выход в Средиземное море и подталкивали Османскую империю к войне с Россией за восстановление господства в Крыму и контроль над Северным Причерноморьем. 15 октября 1853 г. Турция объявила войну России, которая вскоре переросла в войну Российской империи с коалицией государств, состоящей из Турции, Англии, Франции и Сардинии. На переднем фланге оказался российский черноморский флот. Это было время перехода от парусников к паровым фрегатам-пароходам, оснащенным бронированным корпусом, винтовым движением и мощным артиллерийским вооружением.
Российская имперская администрация не уделяла должного внимания переоснащению флота. Естественно, что военно-морские силы англо-французской коалиции в начале войны обладали превосходством на море в оснащении линейных кораблей, фрегатов и пароходов. В составе имперского Черноморского флота было всего 7 колесных пароходофрегатов. Пароходофрегат для тогдашнего флота — это символ перехода от века паруса к веку пара. С начала военной компании Черноморский флот начал курсировать вдоль анатолийских (турецких) берегов, чтобы нарушить воинские перевозки противника. У берегов Турции действовала парусная эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова; на западе Черного моря, в устье Дуная, у Босфора действовал отряд пароходофрегатов во главе с начальником штаба Черноморского флота вице-адмиралом В. А. Корниловым.
Флагманским кораблем этого отряда был пароходофрегат «Владимир» под командованием капитан-лейтенанта Г. И. Бутакова. Пароходофрегат «Владимир», построенный в Англии на верфи Мэра в Блеквале в 1848 году, был закуплен по инициативе адмирала М. П. Лазарева. Его построили с использованием новейших достижений в области обеспечения прочности корпуса, улучшения вооружения, механизмов и оснастки. Корабль дооснащен был в в Николаевском адмиралтействе. Скорость хода корабля была 12 узлов (22 км/ч), вооружение — две 10-дюймовые пушки, три 68-фунтовые пушки, четыре 24-фунтовые пушки и две 24-фунтовые карронады.
В начале ноября 1853 года после дежурства у мыса Калиакрия «Владимир» направился на разведку противника и рекогносцировку берегов турецкой Болгарии. Он шёл на соединение с эскадрой П. С. Нахимова. 5 (18 — по новому стилю) ноября 1853 года, 6 часов 40 минут утра. Лёгкий туман рассвета сменился прохладой серого осеннего утра. Российский пароходофрегат «Владимир» находился в открытом море недалеко от Пендераклии, что в 150 верстах от входа в устье Босфора. Первое, что увидели на рассвете вахтенные русского пароходофрегата, — это легкий дымок. На горизонте виднелся еле заметный дымок парохода, в северо-западной части горизонта можно было различить верхние паруса удаляющейся эскадры. В. А. Корнилов и Г. И. Бутаков решили, что перед ними эскадра Нахимова, а пароходофрегат — это «Бессарабия». «Владимир» взял курс на дым. В восемь часов утра уже просматривались две мачты корабля и трубы. В 8:45 преследуемый пароход переменил курс и стал править поперек курса «Владимира». В 9 часов утра пароходофрегаты настолько сблизились, что можно было рассмотреть флаги без подзорной трубы... О ужас! На корабле-призраке развивался египетско-турецкий стяг противника.
В 10 часов утра суда сошлись на расстояние пушечного выстрела. С корабля «Владимир» выпустили первое ядро по курсу неприятельского судна. Это был общепринятый сигнал-предложение: «Сдавайтесь без боя!» Но турецкое судно не реагировало никак и продолжало плыть намеченным курсом. Второй выстрел «Владимира» был сделан уже на поражение. С правого борта турецкого 10-пушечного парохода «Перваз-Бахри» со всех орудий был открыт ответный огонь, но почти все ядра ложились с большим перелетом. Русские отличались точностью. Третьим выстрелом удалось сбить турецкий флаг, но турки подняли новый на гафеле. Через четверть часа, зайдя неприятелю в кильватер (просто выстроившись строем с врагом), «Владимир» действовал попеременно правым бортовым и носовым бомбическими орудиями, направленными по килю парохода.
В ходе боя Г. И. Бутаков установил, что турецкий пароход не имеет орудий в кормовой части. Пользуясь преимуществом в скорости, Бутаков постоянно держал свой корабль ближе к корме противника. Это позволило избегать бортового огня «Перваз-Бахри» и в полной мере использовать свою артиллерию. Когда же неприятель из линии кильватера встал поперек курса парохода, то судно «Владимир» было установлено в параллель с врагом, атаковало турецкий корабль ядрами, бомбами и, если позволяло расстояние, картечью из всех орудий левого борта и перевезенным кормовым правым бомбическим орудием.
К 11 часам все шлюпки турецкого парохода были сбиты, по всему борту судна «Перваз-Бахри» виднелись пробоины, дымовая труба была прострелена во многих местах. В 12 часов командир неприятельского корабля, стоявший во время боя все время на смотровой площадке, был сбит ядром, а вслед за тем и вся площадка была снесена. В 12:30 корабли стояли друг напротив друга. Жертвы были с обеих сторон. Был убит картечью очень скромный офицер и настоящий герой этой битвы Григорий Иванович Железнов. При начале сражения он стоял на кожухе парохода, вместе с адмиралом В. А. Корниловым. Неприятельские снаряды после сближения кораблей стали осыпать наше судно. Железнов предупредил об опасности адмирала, прося его удалиться. И лишь только В. А. Корнилов сделал несколько шагов в сторону, неприятельская картечь попала Железнову прямо в грудь между плечом и шеей; он упал на руки адмирала и через несколько минут скончался.
В 12:45 корабли находились друг от друга на расстоянии не более кабельтова (т. е. 0,1 морской мили или 185 метров). Приблизившись почти на 90 метров, «Владимир» начал осыпать неприятеля картечью. Потом наш корабль встал к вражескому в параллель на расстоянии пистолетного выстрела и прогремел залп из всех орудий. В результате вражеский корабль спустил флаг и остановил машину. Был час пополудни. Лейтенант Дмитрий Васильевич Ильинский с шестью матросами отправился на борт парохода «Перваз-Бахри» и водрузил на корме русский Андреевский флаг. Вслед за этим командиром конвоируемого судна был назначен лейтенант Иван Григорьевич Попандопуло. Вместе с командой из 39 человек (боцман, 3 унтер-офицера, подшкипер, 20 человек ружейных, 2 сигнальщика, 2 рулевых, 2 машиниста, 4 кочегара и с ними машинный кондуктор, 2 плотника, 1 конопатчик, 1 слесарь) он направился на пароход «Перваз-Бахри». Другая лодка была послана, чтобы забрать пленных, к ней вскоре присоединилась первая, высадив наших людей на пароход, и обе привезли в два рейса пленных офицеров и команду с их багажом.
Неприятельский пароход оказался в 220 лошадиных сил и 10 пушек. «Перваз-Бахри» отвез письма в Синоп и возвращался обратно в Пендераклию, где назначено было ожидать флот фрегатов. Итак, турки потеряли 58 человек, в том числе капитана, потери экипажа Г. И. Бутакова составили двое убитых и трое раненых. Захваченный корабль на буксире был доставлен в Севастополь. За победу в первом морском сражении Крымской войны Г. И. Бутакова произвели сразу в капитаны 2 ранга и наградили орденом Георгия 4-й степени. Отремонтированный «Перваз-Бахри» был включен в состав русского флота под новым названием «Корнилов». Но самым важным результатом боя по праву считался бесценный боевой опыт, о котором Корнилов писал своему брату на следующий день после сражения с борта «Владимира»: «Имею теперь полное понятие о сражении пароходов между собою, об особой тактике, которую они должны наблюдать, и о несовершенствах вооружения собственных наших пароходов...».
В чем же состоял опыт первого в истории боя двух паровых кораблей? «Посланные овладеть призом, — писал о бое Г. И. Бутаков, — нашли на нем страшную картину разрушения и гибели: обломки штурвалов, компасов, люков, перебитые снасти, перемешанные с оружием, трупами, ранеными, кровью, каменным углем... Ни одной переборки, которая была бы цела. Бока, кожухи, будки избитые. Паровая и дымовая трубы как решето!» Картина этих разрушений, произведенных артиллерийским огнем, не только поражала, но и заставляла задуматься о том, как защитить свой собственный корабль и своих матросов от убийственного огня вражеских ядер.
Прошло всего тринадцать дней, и артиллерия еще более убедительно доказала действенность своего огня: 18 (30) ноября 1853 года за шесть часов боя русская эскадра под командованием адмирала П. С. Нахимова уничтожила в Синопе турецкий флот, не потеряв ни одного своего корабля...
Алла Ерошкина
Поделиться52014-07-01 14:49:19
Морские сражения!
К сожалению отображены в Филателии, не должным образом!
В основе своей увезде тупо лепят как Титаник, так и ятъ Трафалъгар, хотя Артуро Перес Реверте конкретно указывает - почему победили злобные, но мерзские бритты.
Мы заполнили корабли стариками, немощными, больными и теми, кто совершенно бесполезен в море.
Х. Масарредо. Записка о состоянии Военно-морского флота
В случае боя вся нация из-за этой эскадры оденется в траур, а того, кому выпало несчастье командовать ею, просто возненавидят.
А. Эсканьо. Доклад о Средиземноморской эскадре.
Даже когда все те, чьи боевые посты находились на ахтердеке, шканцах и баке, начиная с генерала и кончая гардемарином, охранявшим флаг, ушли оттуда или погибли, командир оставался на шканцах, пока не получил рану в голову деревянным обломком.
Рапорт о боевых действиях корабля «Сантисима Тринидад»
Состояние захваченных кораблей и кровавое месиво буквально во всех их уголках свидетельствуют, сколь ожесточенным было сражение. Все сходятся на том, что огонь со стороны французов был поначалу более оживленным, однако испанцы до самого конца выказывали более твердости и отваги, нежели их союзники <…> Их храбрость внушает нам огромное уважение, а человечность, проявленная ими в отношении англичан — пленников или людей с затонувших кораблей, — превыше всяческих похвал.
Английская «Гибралтарская газета», 9-XI-1805
Я полагал увидеть этих людей <англичан> преисполненными гордыни и невыносимо надменными из-за одержанной ими победы, однако на деле обнаружил нечто противоположное: они воздавали самые большие почести нашим пленным офицерам и говорили о них с истинным восхищением.
Письмо из Гибралтара командиру Де Сан-Роке
От связок документов, которые я видел в Мадриде, бросает в дрожь; строки книги заставили меня пережить это сражение, однако с не меньшей печалью я пережил то, что происходило потом в мадридских конторах. С одной стороны, повышения (иногда вплоть до капитан-генерала), раздаваемые людям, которых и близко не было на поле битвы, а с другой — отказы в пенсиях сиротам и вдовам тех, кто выходил в море навстречу гибели, месяцами и годами не получая жалованья, на кораблях, которые их командиры с огромным трудом, если не за свой собственный счет, покрасили, чтобы они хотя бы выглядели не хуже французских.
X. Гилъен. Предисловие к «Трафальгару» Э.Лона Ромеро
Вчера от старости и нищеты скончался капитан первого ранга дон Педро Нуньес (в Трафальгарской битве — командир шканцевой батареи корабля «Сан-Агустин»). Его вдову приказано освободить от связанных с этим расходов, так как в результате его болезни у семьи не осталось более ничего, что можно было бы продать, равно как и средств на достойное погребение, не считая наличия множества кредиторов. Все это является следствием огромной задолженности покойному по выплатам, о которых он не раз ходатайствовал перед Его Величеством, но всякий раз его просьбы отклонялись.
Архивы Военно-морского флота. Эль-Ферролъ.
Мыс Трафальгар
Поделиться72014-07-27 23:40:07
1 августа в обращение выходит почтовый блок с одной маркой «300 лет победе русского флота в Гангутском морском сражении»
Гангутское сражение — морская битва Великой Cеверной войны 1700–1721 гг., которая состоялась 27 июля 1714 г. у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским и шведским флотами.
Это была первая крупная победа русского регулярного военно-морского флота под командованием Петра I.
Успех в Гангутской битве обеспечил полное господство России в Финском и Ботническом заливах, свободу действий в г. Або и на Аландских островах, а также позволил русскому парусному флоту предпринять активные действия по нарушению коммуникаций противника в Балтийском море.
Благодаря победе русского флота в Гангутском морском сражении значительно укрепился международный авторитет Российского государства как великой морской державы.
На почтовом блоке изображена гравюра М. Бакуа «Баталия при Гангуте 27 июля 1714 г.» (1722–1724 гг.) из собрания Государственного Эрмитажа.
К выпуску подготовлена художественная обложка, внутри – почтовый блок, конверты первого дня с гашениями (Москва, Санкт-Петербург).
Художник-дизайнер: А. Поварихин.
Номинал: 50 р.
Размер блока: 97×73 мм, размер марки в блоке: 65×32,5 мм.
Тираж: 75 тыс. блоков.
Поделиться92014-08-03 17:39:25
1 августа в обращение выходит почтовый блок с одной маркой «300 лет победе русского флота в Гангутском морском сражении»
Гангутское сражение — морская битва Великой Cеверной войны 1700–1721 гг., которая состоялась 27 июля 1714 г. у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским и шведским флотами.
Это была первая крупная победа русского регулярного военно-морского флота под командованием Петра I.
Успех в Гангутской битве обеспечил полное господство России в Финском и Ботническом заливах, свободу действий в г. Або и на Аландских островах, а также позволил русскому парусному флоту предпринять активные действия по нарушению коммуникаций противника в Балтийском море.
Благодаря победе русского флота в Гангутском морском сражении значительно укрепился международный авторитет Российского государства как великой морской державы.
На почтовом блоке изображена гравюра М. Бакуа «Баталия при Гангуте 27 июля 1714 г.» (1722–1724 гг.) из собрания Государственного Эрмитажа.
К выпуску подготовлена художественная обложка, внутри – почтовый блок, конверты первого дня с гашением (Москва,Санкт-Петербург).
Художник-дизайнер: А. Поварихин.
Номинал: 50 р.
Размер блока: 97×73 мм, размер марки в блоке: 65×32,5 мм.
Тираж: 75 тыс. блоков.






















