Cокровища с затонувших кораблей
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться22014-05-11 15:50:06
Самые крупные сокровища с затонувших кораблей. Справка

Самой большой морской сокровищницей считается бассейн Карибского моря. В начале XVI века завоеватели Америки везли по нему сокровища в Европу.
Затонувшая шхуна с сокровищами для Эрмитажа будет поднята в 2010 году.
Самой большой морской сокровищницей считается бассейн Карибского моря. В начале XVI века завоеватели Америки везли по нему сокровища в Европу. Тяжело груженные испанские галеоны подстерегали пираты Карибского моря. Но в их руки попадало не так уж много сокровищ по сравнению с тем, что уходило на дно в кораблях, разбитых во время абордажных схваток и жестоких штормов. В Атлантическом океане, по приблизительным подсчетам, за несколько столетий утонуло более 100 тысяч кораблей. Без учета стоимости исторических реликвий, стоимость затонувших сокровищ оценивается в триллионы долларов.
В XX веке самые крупные сокровища были найдены американцами Мелом Фишером, Барри Клиффордом, Бертом Уэббером и Джимом Хаскинсом.
Мел Фишер — самый известный и удачливый американский охотник за сокровищами. Именно он обнаружил в июле 1985 года сокровища легендарного испанского галеона "Аточа", затонувшего во время урагана в 1622 году в прибрежных водах Флориды. С морского дна были подняты более 200 золотых и более 1100 серебряных слитков, а также ювелирные изделия – золотые кольца, цепи, кулоны, изумрудные броши и изумительной красоты крест, украшенный изумрудами. Кроме того, был обнаружен арсенал оружия XVII века. Общая стоимость найденных сокровищ оценивается более чем в 400 млн долларов США.
Еще до обнаружения сокровищ с властями Флориды было достигнуто соглашение о том, что штату будет принадлежать 20% от всего, что найдет Фишер и его команда.
С именем Барри Клиффорда связаны удачные поиски пиратской галеры "Уайды", которая в 1717 году села на мель и затонула на мелководье всего в нескольких сотнях метров от флоридского пляжа Кейп‑Код в Маркони‑Бич. Согласно историческим хроникам, прежде чем разбиться о рифы, пираты успели ограбить около пятидесяти кораблей. Останки галеры "Уайда" были обнаружены Клиффордом в 1984 году. Общая сумма сокровищ, которые аквалангисты Клиффорда добыли со дна, достигла примерно 15 миллионов долларов.
Другой крупнейший "улов" XX столетия достался двум американцам – Берту Уэбберу и Джиму Хаскинсу. В 1977 году они нашли останки испанского галеона "Нуэстра сеньора де ля Консепсьон", затонувшего в 1641 году у берегов Гаити. Всего с морского дна было поднято 32 тонны серебра в слитках и монетах, золотые украшения, антикварную фарфоровую посуду. Общая стоимость сокровищ составила 14 млн долларов.
В 2007 году был обнаружен, по мнению специалистов, крупнейший клад в истории. В мае 2007 года американская компания "Одиссей" сообщила о том, что она обнаружила сокровища на сумму в 500 млн долларов на корабле, затонувшем в Средние века в Атлантическом океане. Сотрудники компании вытащили на берег более 500 тысяч золотых и серебряных монет, извлеченных со дна океана. Их вес превышает 17 тонн. Однако этот клад насторожил власти Испании и Великобритании, так как американская компания не предоставила данных о том, где именно было обнаружено сокровище, и какой стране принадлежало затопленное судно. По мнению британских официальных лиц, найденный корабль - торговое судно Merchant Royal, затонувшее во время шторма недалеко от британских островов Силли в 1641 году, возвращаясь в Дартмут с сокровищами из Мексики.
По закону компания "Одиссей" получит до 90% стоимости своей находки, однако это будет зависеть от того, найдутся ли на нее еще какие-нибудь претенденты.
Самые известные клады, обнаруженные у берегов России
На территории России одной из главных сокровищниц является Финский залив – на его дне лежат более шести тысяч затонувших кораблей. Среди лежащих на дне корабельных останков есть настоящие сокровищницы – корабль посольства герцога Шлезвиг‑Гольштейнского Фридриха III, который в 1635 году вез царю Михаилу Федоровичу богатые дары; русское судно, перевозившее казну для нашей армии в Финляндии, затонувшее в 1718 году; русские суда, вывозившие военную добычу из Финляндии, Германии, Швеции, Польши и др.
В 1953 году финскими рыбаками был случайно обнаружен корпус корабля у острова Борстё вблизи города Турку в Финляндии. Объект не вызвал интереса у финских историков и археологов. Лишь в 1961 году его изучением занялись шведские дайверы, после того, как историк Кристиан Альстем предположил, что найденный корпус может принадлежать русскому галиоту "Святой Михаил". Он вышел из Амстердама в Петербург 15 октября 1747 года, имея на борту груз ценностей для русского императорского двора. В их числе был даже персональный подарок Императрице Елизавете Петровне – резной золоченый кабриолет. Получив разрешение на работы от ничего не подозревавших финских властей, шведские дайверы вскрыли каюты найденного корабля и в первые же дни подняли на поверхность 34 золотых табакерки, часть которых была украшена драгоценными камнями. Кроме того, с морского дна были подняты ценности, закупленные для русского императорского двора: коллекция золотых табакерок работы французских мастеров Пьера Жаррена и Франсуа Марто; коллекция золотых и серебряных часов работы французских и английских мастеров; крупнейшая в Северной Европе коллекция ранних образцов мейсенского фарфора; коллекция золотых фигурных накладок на мебель. А также резная золоченая карета – подарок императрице Елизавете Петровне.
Советский Союз никаких претензий на найденные ценности не предъявлял и сегодня все поднятые предметы хранятся в Финляндии.
В 1987 году финским дайвером-любителем был обнаружен Муланский корабль, затонувший в 1617‑м году около острова Мулан в Финском заливе. Судно вывозило добычу, награбленную шведскими войсками в период оккупации Великого Новгорода в 1611‑1617 годах. С морского дна финны подняли два русских церковных колокола, один из которых имел надпись: "Этот колокол отлит на второй день июля летом года 7106 во славу рождения Христа в Деревяницком монастыре в царствовании Его Величества Великого Князя Бориса Федоровича ‑ Царя Всея Руси"; груз серебряных монет, включая редкие "веревочные" деньги Ивана Грозного 1534 года, редчайшие и очень ценные деньги Василия Шуйского 1606‑1609 годов и голландские серебряные галеры 1611 года, ходившие в Московском Царстве; большое количество вооружения: мушкеты, пистолеты, кирасы, пороховницы. Несмотря на явную принадлежность раритетов и их историческую ценность, Российская Федерация претензий на права собственности не предъявляла, и все поднятые находки поступили в распоряжение государственных органов Финляндии.
Летом 1999 года в ходе специальной поисковой экспедиции финских дайверов ‑ любителей был обнаружен корпус корабля "Фру Мария". Корабль затонул 3 октября 1771 года на Балтике, имея на борту груз художественных ценностей для Императорского Эрмитажа в Санкт‑Петербурге. Это была знаменитая коллекция известного голландского мецената Геррита Браамкампа, купленная после его смерти русским послом в Гааге князем Дмитрием Голицыным по личному указанию императрицы Екатерины II. Основной состав коллекции включали картины голландских мастеров, таких как Пауль Поттер и Герард Доу, и как предполагают – работы учеников Рембрандта. Кроме направлявшейся в Эрмитаж коллекции Браамкампа, корабль вез также предметы искусства, купленные для частных собраний русских вельмож – канцлера графа Панина, вице‑канцлера князя Голицына, графа Чернышова, графа Разумовского и других важных сановников. После находки и идентификации корабля в Финляндии начались тяжбы связанные с правами на спасение его груза, поскольку государство попыталось присвоить все права на находку. Однако в ходе нескольких процессов суд передал права на подъем имущества первооткрывателям. Известно также, что Министерство культуры РФ предприняло ряд шагов по подтверждению прав России и Государственного Эрмитажа на затонувшую коллекцию, но сведений о решении вопроса пока нет.
В настоящее время в отношении поднятых со дна сокровищ нет согласованных международных документов. Согласно общепринятым нормам, если затонувшее судно лежит в пределах 24‑мильной прибрежной зоны какого-то государства, то это государство и решает судьбу добытых сокровищ. Нередко оно забирает себе их половину или четвертую часть. В то же время в некоторых странах считается, что первые сто лет с момента затопления судно принадлежит конкретному владельцу ‑ частному лицу или фирме. В отсутствие наследников или спустя сто лет судно признается собственностью того государства, в чьих водах оно затонуло. Также есть страны, где права собственников затонувших объектов на свое имущество признаются независимо от срока гибели судна.
Если же обломки судна находятся в международных водах, то в силу вступает Брюссельская конвенция 1910 года. Судно принадлежит тому, кто его обнаружил. Однако в таких случаях родственники или потомки затонувших на судне пассажиров и членов команды подают в суд на золотоискателей. За неимением доказательств судебные разбирательства могут продлиться несколько лет.
Результатом многочисленных попыток создания международного документа, четко регулирующего права собственности на затонувшие сокровища, стала Конвенция ЮНЕСКО по защите подводного культурного наследия от 2 ноября 2001 года. Конвенция дополняет свод нормативных документов ЮНЕСКО по охране материального культурного наследия и защищает "все следы существования человека культурного, исторического или археологического характера, частично или полностью находящиеся под водой в течение не менее 100 лет". Документ запрещает коммерческую эксплуатацию такого культурного наследия.
РИА Новости
Поделиться32014-05-23 20:57:11
Сокровища на дне океана
Человечество занимается мореплаванием уже не одно тысячелетие. За это время на океанском дне оказалось множество кораблей. Сохранилось много легенд о кораблях, перевозивших несметные сокровища, но затонувших во время шторма или пиратского набега. Подобные легенды и заставляют искателей сокровищ год за годом исследовать водную стихию. После открытия Христофором Колумбом Америки в Европу стали переправлять на судах добытое золото. Множество кораблей так и не добрались до родных берегов, и теперь покоятся на морском дне вместе со всеми перевозимыми сокровищами.
Рассматривая тему о затонувших сокровищах, можно смело говорить о настоящей золотой подводной лихорадке, охватывающей искателей сокровищ по всему миру. Развитие современной техники позволяет создать мощнейшую поисковую аппаратуру, с помощью которой становится намного легче отыскать затонувшие корабли. Можно сказать, что в последние десятилетия ведутся активные поиски сокровищ с погибших кораблей, а самих затонувших судов найдено больше, чем в прошлом.
Но у поисков океанских сокровищ есть и обратная сторона. Искатели сокровищ в первую очередь интересуются материальными благами, которые можно обнаружить на затонувших кораблях.
Для историков и археологов важнее получить бесценные артефакты и реликвии прошедших эпох, которые могут помочь пролить свет на многие исторические события. Однако во время извлечения сокровищ большая часть важных артефактов уничтожается.
Поделиться42014-07-11 15:53:52
На дне Уссурийского залива лежат килограммы золота - эксперты
С 1648 года на Дальнем Востоке затонуло более 450 русских судов
10 июля сотрудники Русского географического общества объявили о намерениях возродить подводный поиск как вид общественной деятельности. Оказывается, еще с 1960 года, когда в крае появились первые акваланги, активисты исследовали дно залива Петра Великого. Целью их изучения были затонувшие суда.
- Морское пространство на Дальнем Востоке уникально. С 1648 года здесь утонуло более 450 русских судов - от казацких кочей до военных кораблей, - рассказывает Юрий Ведерников, действительный член Русского географического общества.
По мнению экспертов, исследовать приморское подводное пространство необходимо по многим причинам. Прежде всего, с исторической точки зрения необходимо узнать, какие корабли ходили в дальневосточных морях и по каким причинам они утонули. Кроме того, было бы интересно изучить культурное наследие цивилизаций Бохай и чжурчжэней. О морских сообщениях того времени историкам практически ничего не известно.
- Подводные исследования полезны и для развития туризма. Многим дайверам будет интересно посмотреть на затонувшие корабли, - уверен Игорь Неупокоев, руководитель водолазного центра «Владскуба».
Причем видео и фото, снятое туристами, может помочь ученым в их исследованиях. Понятное дело, что специалисты не могут каждый месяц погружаться к тому или иному кораблю. А вот если водолазы-любители станут делиться своими материалами, можно будет прослеживать динамику изменения судов.
По словам географов, подводный поиск - это занятие не только полезное для науки, но и очень увлекательное. Во время погружений эксперты натыкаются на любопытные находки:
- Однажды недалеко от берега мы наткнулись на рельсы - железная дорога под водой! Потом мы узнали, что в том районе была база торпедных кораблей и по этим рельсам их спускали на воду, - смеется Владислав Купчик, инструктор спортивного туризма.
Ну, а тем, кто не хочет изучать историю родного края из бескорыстных побуждений, возможно, будет интересно попробовать себя в качестве кладоискателя. Например, в 1906 году недалеко от бухты Суходол, наткнувшись на мину, затонул пароход «Варягин». На его борту помимо прочего груза было около 60 тысяч рублей золотом. По современным меркам – не меньше миллиарда рублей! И такой корабль не один – географы составили целую карту подводных сокровищ.
Кстати, стать членом подводного поиска может любой, кто окончил дайверские курсы.
kp.ru



